Джон Кейн

Очерк опубликован в книге «Рассказы об Американских Художниках».

Джон Кейн был первым примитивистом, признанным при жизни американской художественной элитой. Высокая оценка его творчества профессиональными художниками сыграла особую роль в развитии американского изобразительного искусства.

Джон Кейн родился в 1860 году в Шотландии в бедной ирландской семье. Еще в детстве у него проявились способности к рисованию, но тяжелые условия жизни создали непреодолимую преграду для развития таланта мальчика.

Одно из первых воспоминаний Кейна было о том, как учитель отколотил его за то, что он рисовал в школе. Он никогда больше не рисовал - ни в школе, ни в течение десятилетий позже и казался наименее подходящим кандидатом в известные художники. В возрасте девяти лет Джону пришлось забыть и о существовании солнца - он пошел работать в угольную шахту.

В девятнадцать лет в поисках лучшей жизни Джон Кейн переехал в Америку и поселился в Пенсильвании, недалеко от Питсбурга. И как сотни тысяч таких же иммигрантов, трудился без устали. Вкладывал свои силы в процветание страны, ставшей для него вторым домом.

Позже Кейн с гордостью вспоминал, что занимался почти каждым ремеслом, на которое способен рабочий человек. Работал в шахте, был сталеваром, засыпал гравий на железнодорожных путях. В воскресенье он зарабатывал дополнительные четыре-пять долларов, участвуя в кулачных боях в питейных заведениях. Кейн писал: «Я всегда искал хорошую работу. Меня интересовало только, сколько денег я могу заработать. Как тяжела работа, сколько часов я буду работать, и прочие такие вещи меня не волновали». Он был высокий, широкоплечий, обладал недюжинной силой и мог браться за любое дело.

В воскресенье Кейн обязательно посещал церковь. И поскольку семидневная рабочая неделя мешала посещениям службы, он бросил работу у доменной печи и устроился мостильщиком улиц. Эта работа была намного труднее. Но Кейн был уверен, что будет лучшим мостильщиком в Питсбурге и окрестностях. До тех пор, пока не произошел несчастный случай, и ему пришлось оставить эту работу.

Кейн с группой рабочих поздно ночью возвращался по железнодорожным путям домой. Внезапно их настиг мчавшийся с незажженными огнями состав. Кейн вытолкнул своего товарища с путей и спас его. Но ему самому уцелеть не удалось. Локомотив отрезал ему левую ногу ниже колена. Кейну был тридцать один год. «После случившегося несчастья я остепенился. Я понял, что в жизни случается не только хорошее», – говорил он.

В качестве компенсации железнодорожное ведомство предложило Кейну работу ночного сторожа со значительно меньшей зарплатой. Спустя восемь лет его взяли на работу красильщиком вагонов. Это занятие напомнило ему увлечение рисованием в детские годы. Во время обеденного перерыва Кейн рисовал пейзажи на стенах вагонов. После перерыва он закрашивал свои картины, и они исчезали навсегда.

В этот период Кейн выработал собственную уникальную технику. У него были краски только трех цветов. Добавляя черной или белой, он научился получать все оттенки, какие только существуют под солнцем. С этого времени и до конца жизни Кейн считал ниже своего достоинства пользоваться готовой цветовой гаммой.

«Я верю, что Всевышний находит путь помочь тем, кто занимается искусством, - говорил он. - Так случилось со мной». Когда работа по раскрашиванию вагонов иссякла, он нашел применение своему новому ремеслу – рисованию. Первое занятие в области живописи, за которое ему платили деньги, было раскрашивание фотографий.

Кейн ходил от дома к дому и за три доллара и выше, в зависимости от размера снимка, предлагал свои услуги. Большинство заказов было на раскрашивание фотографий умерших близких, и ему приходилось выслушивать тысячи горестных историй.

В это время Кейн женился, и у него появились две дочки. Но Кейн мечтал о сыне. И вот, наконец, его мечта сбылась. Родился сын. Но на второй день жизни мальчик заболел тифозной лихорадкой и умер.

Кейн стойко пережил многие горести - потерю работы, тяжелую травму, сделавшую его калекой. Но этот удар судьбы он не выдержал. Трагедия лишила его присутствия духа, и он никогда уже не смог оправиться. Кейн ушел из дому. Так началось двадцатипятилетнее бродяжничество, пьянство и изнуряющий труд. Он не мог позволить себе ни минуты отдыха. В период Великой Депрессии Кейну приходилось обращаться за куском хлеба в Армию Спасения. В лучшие времена ему удавалось находить работу на строительстве домов.

Кейн научился двум хорошим ремеслам – плотника и маляра. И все годы он пытался найти в своей жизни место для искусства. Он надеялся поступить в художественную школу, но плата за обучение была слишком высока. Со стройки, где работал, Кейн приносил обломки досок и рисовал на них.

Вспоминая свой успех в раскрашивании фотографий, он создавал живописные «портреты» домов и пытался продавать их жильцам. Он рисовал каменные здания, церкви, тщательно выписывая каждый кирпич, зеленые холмы Пенсильвании, где любое дерево стоит на своем месте.

Когда однажды его спросили, почему он так часто изображает на своих картинах Питсбург – в то время один из наименее привлекательных и живописных городов, Кейн ответил: «Почему же я не должен рисовать Питсбург? Я строил его фабрики и заводы, я мостил его улицы, я плавил его сталь и красил его дома. Это мой город. Так почему же я не должен его рисовать?»

Коллекционеры живописи еще ничего не знали о нем. «Богатые люди живут сами по себе, в своем собственном мире» - говорил Кейн. Но простые люди начали покупать его живые и яркие картины и платили от пяти до двадцати пяти долларов за полотно. Куда бы ни шел, Кейн всегда брал с собой художественные принадлежности, надеясь увидеть что-нибудь, достойное изображения. Занятие живописью доставляло ему удовольствие и постепенно успокоило его мятущуюся душу.

Как и многие люди с наивной и искренней душой, он говорил почти библейским языком, выражая простые и ясные истины: «... Я знаю только одно - я изображаю жизнь, как я ее вижу - честно, прямо и открыто - такой, какой создал ее Всевышний».

Он вполне сознавал все преимущества, которые имеют перед ним художники, получившие специальное образование. Чтобы получить лучшее представление о живописи, Кейн пользовался единственными доступными для него источниками – бесплатными музеями и библиотеками. В книгах он находил иллюстрации великих мастеров и пытался их копировать. Примостившись на скамейке в саду или парке, рисовал установленные там скульптуры.

Он учился секретам мастерства методом проб и ошибок и гордился своими достижениями. «Я с трудом преодолевал недостаток техники, - вспоминал он. - Если бы я учился живописи, было бы проще. Но природная наблюдательность выручала меня. Я приобрел нужные навыки. А каким образом - это не важно».

В 1925 году Кейн представил копии академических религиозных полотен на Сarnegie International Exhibition – в то время важнейший форум современного американского искусства. Директор выставки объяснил пришедшему к нему художнику, старому, потрепанному жизней, с деревянным протезом вместо ноги, что только оригинальные работы принимаются на рассмотрение. Через год Кейн снова принес свои работы и ему снова отказали.

Однако со временем руководство выставки узнало о художнике, его необычном происхождении и трудном жизненном пути. И наконец, в 1927 году, когда Кейну было шестьдесят семь лет, с третьей попытки, жюри, состоящее из шести человек, допустило к участию в престижной выставке его полотно «Сценка из жизни в горной Шотландии» [1].

Члену жюри, художнику Эндрю Десбергу, удалось убедить группу экспертов в необыкновенном таланте и мастерстве Джона Кейна. Вскоре картина была куплена за пятьдесят долларов, и это событие послужило началом профессиональной карьеры художника. Чтобы заработать деньги, он уже мог писать картины, а не красить дома.

Известность пришла быстро, и хотя его работы покупали и художники, и коллекционеры, и знатоки искусства, он никогда не брал за картины много денег - лишь столько, сколько хватало на занятие живописью.

В это время разразился скандал. Часть художественной элиты и критиков выразили свое негодование тем, что простой рабочий, маляр, никогда не учившийся живописи, причислен к рангу художников.

Кейн оставался скромным, благодарным человеком и воспринимал свой успех с классическим стоицизмом. Он писал: «Я прожил достаточно долгую жизнь в бедности, чтобы придавать слишком большое значение признанию знатоков мира искусства или любым другим почестям, которые исходят от людей, а не от Всевышнего».

И еще: «Когда ты прожил всю жизнь в бедности, одной победой больше, одним поражением меньше – уже никакого значения не имеет».

Благодаря возросшей популярности его творчества, в возрасте семидесяти лет Кейн окончательно бросил малярную работу и поселился в бедняцком районе Питсбурга. После четверти века разлуки к нему вернулась жена.

Здесь появилось его замечательное живописное полотно “Panther Hollow, Pittsburgh”[2], одно из тех, что притягивают взгляд и будят воображение. Легко почувствовать восторг и восхищение художника, наконец-то получившего возможность наслаждаться красотой окружающего мира, быть способным уловить его мельчайшие детали – от булыжной мостовой и железнодорожных путей, до пасущихся на зеленом лугу коров. Это совсем не детская картинка, как может показаться с первого взгляда, не ребяческая работа, но произведение, неотразимое в своей прямоте и искренности, в глубоком понимании индустриального Питсбурга. Кейн выразил это лучше, чем кто-либо: «Правда – это любовь в мыслях. Красота – это любовь в отображении. Искусство и живопись объединяют их в единое целое».

В 1929 году Кейн написал свою лучшую картину - «Автопортрет» [3].

Из-под свода византийской арки вырисовывается образ человека. Его тело обнажено до пояса, как для рентгеновского снимка. Усталые, изношенные работой руки, сложены в жесте покорности и смирения. Лицо застыло в оцепенении. Тонкие губы сжаты, словно он дал обет молчания и не произнесет больше ни единого слова. Но глаза вглядываются в мир с непоколебимой твердостью и убежденностью. Он, наконец, прекратил заниматься тяжелым, изнуряющим трудом и решил быть самим собой.

Лучшие музеи и частные коллекционеры приняли работы Джона Кейна в свои собрания. Но он мало что получил от своего позднего успеха. Он умер от туберкулеза в возрасте семидесяти четырех лет лет.

Джон Кейн оставил замечательное наследие в области изобразительного искусства. Важнейшая заслуга художника состоит также в том, что своим творчеством он проложил дорогу к признанию и успеху таким талантливым американским примитивистам, как Хорас Пиппин, бабушка Мозес и другим.

 

Примечания:

[1] John Kane “Scene from Scottish Highlands”

[2] John Kane “Panther Hollow, Pittsburgh”

[3] John Kane “Self-Portrait”

 

Комментариев нет


Оставить комментарий

Captcha изображение