Хорас Пиппин

Очерк опубликован в книге «Рассказы об Американских Художниках».

Хорас Пиппин является одним из наиболее талантливых американских художников - примитивистов. Очень немногим чернокожим художникам удавалось добиться успеха в белой Америке. Высокоодаренный живописец, Хорас Пиппин еще при жизни получил широкое признание и известность. Он сумел развить свое мастерство до таких высот, что его картины ставили в ряд с работами лучших художников с мировым именем, такими, как французский примитивист Руссо.

Хорас Пиппин родился в 1888 году в Вест Честере, Пенсильвания. Он учился в деревенской школе, в которой была только одна классная комната для всех учеников. «Когда мне было семь лет, - вспоминал Пиппин, – у меня в школе начались проблемы. Когда нас учили правописанию, и надо было написать слово собака, или кастрюля, или плита, или что-то в этом роде, я занимался тем, что в тетрадке после написанного слова рисовал собаку, кастрюлю или плиту. В результате, меня оставляли в классе после окончания занятий. Это случалась часто, и я ничего не мог с собой поделать. Самое ужасное было то, что меня дома нещадно били за то, что я возвращался поздно из школы, независимо от того, что послужило причиной задержки».

Хорасу было десять лет, когда его отец умер, и мать снова вышла замуж. А в четырнадцать лет его детство закончилось. Отчим бросил семью. Мать тяжело заболела. Надо было кормить семь ртов. Хорас закончил только шесть классов, но он был старшим. И он пошел работать подручным на ферму. Позже, Хорас работал носильщиком в гостинице, упаковщиком мебели, формовщиком на заводе.

Когда Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну, Пиппин записался добровольцем в армию. Его определили во вновь организованный черный полк и направили на западный фронт.

Он воевал во Франции. Французские солдаты уже три года сражались против немецких войск и нуждались в поддержке. Они были счастливы, что черный полк пришел к ним на помощь.

Это была тяжелая, страшная война. Нескончаемые газовые атаки, дальние марш - броски, зловонные окопы, заполненные водой. Война в грязи, так называли Первую мировую войну.

Пиппин навсегда запомнил то ужасное время, когда солдатам приходилось шагать в грязи, есть в грязи, спать в грязи. Черный полк вел непрерывные бои на передовых позициях в течение шести месяцев, без всякого отдыха. Солдаты жили в окопах по двадцать, тридцать дней. Не снимали ни одежды, ни обуви. Каска служила Хорасу подушкой.

Карандаш помог ему пережить ужасы война. Пиппин постоянно делал зарисовки в военных блокнотах. «Война сделала из меня художника» - говорил он впоследствии. За месяц до окончания войны немецкий снайпер ранил его в плечо разрывной пулей. В результате ранения его правая рука была частично парализована.

Война закончилась. Хорас Пиппин вернулся в Америку и его поместили на лечение в один из военных госпиталей Нью-Йорка. А в это время его товарищи по оружию из черного полка прошагали победным маршем по Пятой авеню.

Они шли коротким строевым шагом, которому научили их французы. На головах у них были ржавые французские каски, в руках - ружья с затупившимися штыками. Но они были горды тем, что сражались бок о бок с французскими солдатами, которые относились к ним, как равным, без предубеждений и сомнений.

После войны черный полк, в котором сражался Пиппин, был награжден высшей военной наградой Франции - Военным крестом. Французы дали своим чернокожим соратникам по оружию прозвище Солдаты Ада.

После войны Хорас Пиппин женился на вдове по имени Ора Дженни Фитерстоун Вэйд. Пиппин поселился в Вест Честере, Пенсильвания. Ему не нужно было работать. Супруги жили на получаемую им пенсию по инвалидности. А его жена еще подрабатывала стиркой белья.

Но это было не очень счастливым временем для Пиппина. Пережитая трагедия войны наложила на него неизгладимый отпечаток. Он был постоянно погружен в мрачные мысли. Ужасы войны не покидали его сознание, и он уничтожил большую часть своих фронтовых заметок и зарисовок.

И вот, спустя двенадцать лет после окончания войны, в один из дней, он взял своей искалеченной правой рукой кисть и, поддерживая ее левой рукой, начал писать картину. Пиппин назвал ее: «Конец войне. Пора домой»[1]. Она считается одной из лучших картин, посвященных войне.

На полотне Пиппин изобразил страшную картину агонии бессмысленной войны. Взрывы снарядов, горящие самолеты, солдаты со штыками наперевес, бросающиеся в смертельный рукопашный бой.

На картине запечатлен не только последний бой войны. Она отражает историческую правду об ее окончании. Первая мировая война не закончилась победой на полях сражений. Ее конец был решен за многие сотни миль от фронта в кабинетах лидеров стран военных коалиций, когда они подписали мирный договор. Солдаты были последние, кто узнал о том, что война закончена.

Превозмогая боль в руке, Пиппин продолжал работать. К 1937 году Пиппин написал двадцать картин. Он использовал в своих полотнах «простые» тона, тихие, как он сам. Мягкие зеленые, бледно-голубые, приглушенно коричневые - цвета военной формы.

Он попытался продать свои картины сначала за пять долларов, потом за один доллар. Парикмахер однажды взял его картину в качестве платы за стрижку, но жена не разрешила ему повесить ее на стену.

Пиппину было 49 лет. Он рисовал уже восемь лет, без всякой надежды на успех. Но он не сдавался. Когда услышал, что в Вест Честере организуется художественная выставка, он принес туда две свои картины. Известный филадельфийский художник Невелл Конверс Уайет увидел картины и был восхищен ими. Он предложил местной организации художников устроить выставку картин Пиппина.

9 июня 1937 года открылась первая выставка живописных работ Пиппина. На ней было представлено десять картин. Знатные дамы из богатых филадельфийских семейств посетили выставку. Приехали также художественные критики и агент по продаже картин из Нью-Йорка. На этой выставке была продана только одна картина Пиппина, но это событие полностью изменило его жизнь.

Два года спустя филадельфийский агент по продаже картин Роберт Карлен увидел картину Пиппина в одной из галерей Нью-Йорка. Он сразу понял, что нашел великолепного художника.

Пиппин дал разрешение Карлену продавать его картины и следующие семь лет Карлен стал его помощником, консультантом и даже банкиром.

Успех приветствовал Пиппина, как старого друга. В 1940 году была организована его персональная выставка в Филадельфии. Двадцать пять картин было продано. Пять из них - известному филадельфийскому коллекционеру Альберту Барнсу.

Барнс пригласил Пиппина в свое поместье ознакомиться с его коллекцией картин и прослушать организованные им лекции по искусству.

«Нет вреда смотреть на картины других художников, - считал Пиппин, но не надо копировать их. Потому что каждый художник вкладывает в картины свои собственные чувства, а не чужие».

Пиппин очень любил рассматривать картины замечательной коллекции Альберта Барнса. Особенно ему нравились светлые, теплые полотна французских импрессионистов.

После посещения коллекции Пиппин обогатил свою палитру яркими желтыми и глубокими зелеными тонами. Он также научился использовать густой красный цвет, который имел большое значение в африканской религии и культуре.

Однако лекции по искусству ему показались скучными, и он засыпал посередине занятий. После двух лекций Пиппин прекратил их посещать.

«Я научился многому, - говорил он. - Но я пойду своей дорогой». Ему не нужны были учителя. Он сам уже был мастером.

Когда Пиппин заканчивал одну или две картины, он отдавал их Роберту Карлену. Карлен много делал для того, чтобы как можно больше людей узнали об искусстве талантливого художника.

Он посылал фотографии его картин в разные газеты и журналы. Одну из картин он представил для обложки журнала «The Saturday Evening Post» и получил отказ. «Мы еще не готовы печатать картины чернокожих художников» - ответил редактор на просьбу Карлена.

Даже после того, как Пиппин стал известен, он не прервал своих отношений с Карленом. Случалось, любители живописи приходили к Пиппину и говорили, что они готовы купить картины непосредственно у него, и он может получить значительно больше денег. Но Пиппин знал цену дружбе и преданности еще со времен войны и всегда отвечал «нет».

Его общественная жизнь тоже круто изменилась. Его стали часто приглашать в дома зажиточных белых, живущих в пригородах Филадельфии.

Пиппин с женой производили большое впечатление на местное высшее общество. Пиппин был очень высокий, сильный, с массивной, тяжелой головой, а его жена была очень маленького роста, смешливая.

Однажды, во время посещения дома Карлена, Пиппин увидел на стене картину Эдварда Хикса «Миролюбивое королевство»[2]. «Почему бы тебе не попробовать нарисовать на эту тему?» – предложил ему Карлен.

Вдохновленный картиной Хикса, Пиппин создал серию картин, пронизанных его отношением к войне и недопустимости повторения ее страданий и ужасов. Картины были о добре и зле, с которыми ему пришлось не раз встретиться в жизни.

Как и многие чернокожие художники, Пиппин находил поддержку в религии. Он удивлял окружающих знанием Библии. Он говорил, что рисует от одиночества, но талант ему дан Богом.

Одной из самых волнующих картин Пиппина является «Джон Браун на пути к виселице»[3]. Когда Пиппин был еще мальчиком, его мать много раз рассказывала ему эту историю. Бабушка Пиппина, рабыня, жила в Виржинии. Она была свидетельницей казни Джона Брауна.

Джон Браун был борец за освобождение черных рабов. Он решил организовать в горах тайную тропу для беглых рабов. Для этого было необходимо оружие. Тогда он и его сподвижники напали на оружейный склад в Виржинии. Браун был ранен во время атаки. На суд его принесли на носилках. 2 декабря 1859 года он был повешен в городе Чарльз Таун.

Пиппин написал три картины, посвященные Джону Брауну. На одной из них - «Джон Браун на пути к виселице» - он нарисовал свою бабушку.

Полотно написано в мрачных тонах, но пейзаж необыкновенно красив. Легко почувствовать хмурый декабрьский день. На голых ветках деревьев болтаются еще сохранившиеся кое-где пожухлые, ржавые листья. Кажется, деревья исполняют какой-то странный танец на фоне холодного неба и белых стен домов.

Картина выражает чувства самого Джона Брауна и слова, которые он произнес, сидя со связанными руками на собственном гробу в коляске, везущей его к месту повешения: «Как прекрасна эта страна! Как жаль, что никогда раньше мне не представилась возможность увидеть ее красоту».

Бабушка Пиппина смотрит на нас из угла картины. Она единственная негритянка и единственная женщина на картине. Ее лицо выражает гнев и скорбь. Такой гнев чувствовали все черные рабы, когда они потеряли своего героя и защитника Джона Брауна.

Картина находится в коллекции музея Пенсильванской академии изящных искусств.

В пятьдесят лет к Пиппину стали относиться серьезно, как к художнику. Перед его смертью, в пятьдесят восемь, Хорас Пиппин был признан лучшим чернокожим художником всех времен. Только его жена отказывалась верить этому. Она продолжала работать прачкой, не надеясь на его заработки как художника, что омрачало их последние годы, прожитые вместе.

Хорас Пиппин был самоучкой. В своих картинах он рассказывал историю своей жизни. Он не закончил школу, был не очень грамотен, но с помощью кисти, красок и своего таланта сумел выразить простые человеческие чувства высоким языком искусства.

 

Примечания:

[1] Horace Pippin «End of the War: Starting Home».

[2] Edward Hicks «The Peaceable Kingdom».

[3] Horace Pippin «John Brown Going to His Hanging».


Комментариев нет


Оставить комментарий

Captcha изображение